Ростовский-на-Дону разводной железнодорожный мост

Очень интересное строение мост. Это всегда соединение. Соединение берегов, соединение городов, соединение судеб. Каждый мост неповторим, будь это маленький мосток через ручей, будь это воздушный виадук — это красиво. Всегда хочется остановиться и хоть немного постоять на нём. Мой рассказ об одном из мостов города Ростова-на-Дону.

Каждый раз проезжая мимо железнодорожного моста, я думала об оригинальности его строения, но не более. Почитать о нём и узнать его историю, меня заставил мой брат Олег Ромазанов. Он бесконечно влюблён в мой родной город, хотя сам проживает в станице Павловская Краснодарского края.

История оказалась очень интересной. Я хочу поделиться с вами.

Зубов Эраст Михайлович
Зубов Эраст Михайлович

Оказывается, что первый разводной мост через Дон, в котором так нуждался Ростов-на-Дону, был построен талантливым инженером путей сообщения Зубовым Эрастом Михайловичем. Он занимался строительством Елецко-Грязской железной дороги, Воронежско — Ростовской и Ростовско — Владикавказской дороги и был замечательным специалистом своего дела. В 1875 году под его руководством и был построен первый разводной мост через реку Дон для беспрепятственного прохождения судов. Инженерными трудами Эраста Михайловича, руководствовались несколько поколений мостостроителей и проектировщиков.

Пока возводился мост, немало любопытных собиралось вокруг него на набережной.

Деревяный мост
Деревяный мост

Первый городской мост состоял из пяти решетчатых металлических проёмов и только одноколейным. Конечно, это было не совсем удобно — железнодорожные составы должны были пропускать друг друга перед мостом. Чтобы суда могли проходить по реке Дон, средний пролёт нового моста был посажен на каменный бык (опору). На нём  в разные стороны разводилась двухконсольная ферма и обе разведённые части моста, крепились параллельно берегам. Таким образом получались два прохода для судов.

Строительство моста
Строительство моста

Такой способ пропуска судов по реке оказался всё же небезопасным. При половодье и сильном спепном ветре, часто случались навалы судов на опоры моста. Донской гирловый комитет для безопасности и облегчения передвижения судов, предложил применять спусковую баржу. Эта баржа была окрашена в белый цвет, чтобы её было легче видеть даже ночью, и освещалась мощным керосиновым фонарём, мощностью в 750 свечей. Мостовые быки, с такой же целью, также были окрашены в белый цвет и также освещались. Получалось, что суда протаскивали через опасное место паровой лебёдкой.

"Американец"
«Американец»

Для верной информации о движение реки Дон, на мачте крепились сигналы — шары и флаги. Регулировкой очерёдности следования судов, занимался капитан спусковой баржи. Он же следил за вывешиванием сигналов для прохождения. При плохой погоде, сильном ветре или неправильном течении, что случалось часто зимой, суда не рисковали проходить мимо моста без помощи спусковой баржи — было опасно.

Большая трагедия на реке разыгралась ночью 25 января 1915 года. Несколько раз за сутки температура то падала, то снова поднималась. Именно в ту ночь, начался ледоход на Дону, по реке сильным ветром погнало огромные торосы льда. Задувал яростный ветер, который нередок у нас на Дону. Он жестоко срывал с якорей суда и гнал их прямо на железнодорожный мост, крутил и сталкивал друг с другом.

Пароход “Пётр” и паровая баржа первыми были отнесены ветром по течению, другую паровую баржу сильные порывы ветра и течение развернули прямо поперёк реки, и она застряла между огромными быками моста. Сразу образовались навалы возле каменных опор моста из судов, что были рядом. В плену оказались 11 судов, лодки и пароход-ледорез «Фанагория».

Чтобы быстрее предотвратить трагедию, немедленно было остановлено движение поездов по мосту и немедленно организованы ремонтные работы.  Рабочие трудились над восстановлением моста не жалея сил, на сильном морозе, техники не было. Через сутки движение уже было восстановлено. А вот корабли, застрявшие в навалах, смогли освободить только весной.

Панорама моста
Панорама моста

Разводной мост через реку Дон был построен настолько надёжным и прочным, что мог бы продолжать служить ещё очень долго. Рос город, развивалась промышленность, а мост перестал справляться с возрастающим потоком железнодорожных составов. Было принято решение, что необходимо для Ростова начать строительство нового моста.

В 1912 году приступили к возведению нового разводного моста. Мост решено было строить по проекту профессора и инженера путей сообщения Станислава Игнатьевича Белзецкого, также упоминаются имена знаменитых учёных, инженеров — мостостроителей — Н.А. Белелюбского и Г. П. Передерия. Они спроектировали так необходимый городу уникальный, трёхпролётный мост с вертикально — поднимающейся средней частью. Это была грандиозная задумка. Средняя часть моста должна была подниматься на высоту почти 39 метров и весила она 729 тонн. Для поднятия использовались электромоторы и противовесы, время поднятия наверх средней части было 75 секунд.

Такая интересная и необыкновенная конструкция моста, была первой в России и сразу же ростовчане стали называть его “Американцем”. Современники возведения моста, те что возводили такого красавца, считали, что в Ростове-на-Дону создаётся поистине настоящий шедевр. Мост такой конструкции был первый в России и Европе.

“Амереканцем”, у нас в Ростове, мост стали называть из-за системы вертикальной разводки, которая была запатентована американским инженером Гутнером. Именно его приглашали для строительства и наблюдения за возведением нового моста через Дон. Но с Гутнером не сошлись в цене даже наши Ростовские купцы, и некоторые детали разрабатывал знаменитый инженер Гюстав ­Эйфель. Так что этот разводной мост можно было считать сводным братом Эйфелевой башни.

Да и название “Американец” весьма условно. Так как именно в России, на знаменитом литейном заводе Сергея Ивановича Мальцова, были отлиты для разводного моста все металлические конструкции, только подъёмный механизм для него был заказан в Северной Америке. Вот откуда прозвище “Американец”.

Строительство моста началось в 1912 и закончилось в 1917 году. Наш замечательный, уникальный мост прослужил до 1941 года. В ноябре 1941 года, при отступлении нашей армии от Ростова, фугасными снарядами был полностью разрушен наш Американец.

Через 8 дней наш город был отбит у фашистов, пришлось срочно восстанавливать движение. Тогда и был возведён временный литерный мост, который был уничтожен при отступлении фашистами в 1942 году. После окончательного освобождения Ростова 14 февраля 1943 года, можно было приступать к восстановлению железнодорожного полотна и моста через Дон.

В 1945 году был построен неразводной мост, чтобы восстановить движение составов. Наконец, в 1952 году, перед открытием Волго-Донского канала, был открыть наш разводной мост, о котором я пишу, и который служит нашему городу и сегодня. Основанием для него послужили массивные «бы­ки», на которых когда-то покоился самый первый поворотный мост.

Мои родители помнят, как возводился мост, а нам кажется, что он был всегда. Многие Ростовчане, возвращаясь из поездок, только увидев мост, считают, что теперь они дома.

Наш настоящий мост повторяет старый “Американский” мост, только немного изменились его кружевные очертания. Если сравнить по фотографиям внешний вид обоих «Американцев» можно признать, что старый мост имел более утончённые, ажурные, французские формы. Но в годы послевоенных пятилеток нашему народу было не до красоты — восстанавливали страну. Зато строили тогда на совесть потому, как и сегодня, наш ростовский мост-трудяга исправно служит людям. Этот мост продолжает оставаться объектом стратегического значения.

Прочитав столько интересных данных о “Американском” мосте, вспомнив сколько раз я проезжала по нему на поезде, я решила посмотреть прохождение судов под мостом. Это было незабываемо.

И великаны, и судна поменьше, выстроившись в ряд, очень деликатно ждали своей очереди. Они плавно, друг за другом, прошли по течению, потом так же вежливо стали подниматься судна против течения. Это зрелище просто заворожило меня. Теперь я знаю историю разводного железнодорожного моста в моём городе,

Прежде, чем написать эту статью, мне пришлось перечитать немало литературы, многое перекликается. Потому я не претендую на уникальность. Просто мне было интересно узнать об этом мосте.

Вот некоторые источники:

Русский биографический словарь. Жабокритский-Зяловский. Пг., 1916.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Брянский Край | С.И. Мальцов и Мальцовские заводы, 1903 год

Сидоренко В. Т. Выбранные места из истории Северо-Кавказской

железной дороги.

Отчёт по Ростовскому-на-Дону торговому порту за 1913 год. Ростов н/Д, 1914.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 17.05.2019 — 19:06

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.